Адмиралтейство
Адмиралтейство ( "адмирал" - в переводе "владыка ", "властелин морей ") - это центр управления Балтийским флотом и крупное предприятие, где строили, оснащали, вооружали и спускали на воду корабли. В Адмиралтействе выполняли весь комплекс работ от организации заготовки леса до полной постройки корабля.
Здание Главного Адмиралтейства имеет долгую строительную историю. П-образный план нынешнего сооружения следует плану фахверховой кораблестроительной верфи, заложенной в 1704 году по чертежу Петра 1. В 1732-1738 гг. здание было перестроено в камне И.К.Коробовым, включившим в центр композиции башню с позолоченным шпилем. В 1806-1823 гг. по проекту А.Д.Захарова проведена радикальная перестройка, превратившая утилитарное сооружение в торжественно-импозантное здание, символизирующее величие и мощь Российского государства.
При перестройке Захаров сохранил коробовский шпиль и конструкцию башни, одев ее в новый классицистический наряд, гармонирующий с другими частями здания. Мощное кубическое основание башни прорезано аркой, по сторонам которой на высоких постаментах помещены каменные скульптурные группы морских нимф, несущих земную сферу (Ф.Ф.Щедрин;1812-1813). Аттик башни украшен горельефом "Заведение флота в России" (И.И.Теребенев). На углах аттика четыре статуи героев античного мира ( Ф.Ф.Щедрин). Следующий ярус башни представляет куб меньших размеров, окруженный ионический колоннадой, на аттике которой 28 статуй - аллегории времен года, стихий, ветров.
Композиция грандиозного здания длина главного фасада 407 м, боковых - 163 м ) построена на принципе соподчинения центрального и двух боковых объемов, каждый из которых в свою очередь расчленен на те же три части. Центральный объем подчеркнут башней со шпилем, центры боковых корпусов - двенадцатиколонными дорическими портиками с фронтоном. Выходящие на Неву торцы обработаны в виде мощной арки, подобной арке нижнего яруса башни. Башня является не только композиционным центром здания, но и осью планировочной структуры города, поскольку на нее ориентированы три луча основных радиальных магистралей - Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта. Скульптурный декор особенно обильно представленный на башне, украшает и прочие части здания: фронтоны портика главного фасада, замковые камни над окнами ( И.И.Теребенев ). Из интерьеров Адмиралтейства лучше всего сохранился Главный вестибюль с расходящимися на две стороны маршами парадной лестницы, со скульптурой в нижнем этаже и колоннадой - в верхнем.
При жизни Петра I, с апреля 1706 по январь 1725 года, на стапелях Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до середины 1840-х годов, когда Адмиралтейство как судостроительное предприятие полностью утратило свое значение, на воду было спущено около трехсот кораблей.
Здание Адмиралтейства несколько раз перестраивалось. Императрица Анна Иоанновна издала указ о перестройке Адмиралтейства после того как поселилась рядом с ним в бывшем доме Ф.М.Апраксина. Архитектором И.К.Коробовым П-образные корпуса зданий Адмиралтейства были перестроены в камне.
С историей Адмиралтейства связан один из грандиознейших петербургских пожаров второй половины XVIII века. В 1789 году на территории верфи разбушевался огонь. А неподалеку стоял уже пышный Зимний дворец. Но закончилось все хорошо. Перепуганная Екатерина II велела перенести весь комплекс верфи в Кронштадт, однако Адмиралтейств-коллегия воспротивилась этому.
Александр I принял решение снова перестроить Адмиралтейство, эти работы продолжались с 1806 по 1823 год. В 1872-74 году был заложен сад, который разросся и закрыл южный фасад здания. Теперь мы видим уже измененный облик Адмиралтейства.
следующая статья |